ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.
О регулятивном применении идей чистого разума
Трансцендентальная диалектика – это её логика,
Регулятивный принцип - умопостигаемая топика.
Выход в опыте за возможные пределы дальности
Может привести к выходу за пределы реальности.
«Все наши заключения, желающие вывести нас за пределы возможного опыта, обманчивы и неосновательны».
Именно трансцендентальная оболочка и ограждает от выхода за пределы возможного опыта, а, следовательно, не позволяет получить обманчивые необоснованные заключения.
«Трансцендентальные идеи для разума так же естественны, как категории для рассудка, однако с той разницей, что последние ведут к истине, т.е. к соответствию наших понятий с объектом, а первые производят только видимость, но непреодолимую видимость».
Трансцендентальные идеи дают возможность правильного движения туда, куда человек не имеет возможности проникнуть в опыте, и, возможно, никогда не проникнет, но соблюдая некоторые правила, может сделать умопостигаемым это теоретическое движение. Так, например, человек не может вернуться ко времени рождения Вселенной, но он может проделать этот путь назад теоретически, двигаясь туда от сегодняшнего времени по цепи причин и следствий.
«Все ошибки, вызываемые подстановкой, всегда следует приписывать недостатку в способности суждения, а не рассудку или разуму».
Все ошибки возникают или из-за отсутствия правил ведения суждения, или из-за их несоблюдения в результате подстановки, в ходе которой подменяются неправомерно понятия или их толкование.
«Разум никогда не имеет прямого отношения к предмету, а имеет всегда отношение только к рассудку и посредством него – к своему собственному эмпирическому применению».
Это различные этапы познания, на которых мышление использует необходимые на них материалы эмпирического (бытового) или трансцендентального (научного) применения.
«Разум не создает никаких понятий (об объектах), а только упорядочивает их и дает им то единство, которое они могут иметь при максимальном своем расширении, т.е. в отношении к целокупности рядов».
На этом этапе познания стоит именно задача расширения знаний, имевших место в опыте, в будущем возможном опыте, через идею целокупности.
«Рассудок обращает внимание не на эту целокупность, а только на ту связь, посредством которой повсюду возникают ряды условий согласно понятиям».
Мышление выискивает новые ряды целокупности через связи их с уже найденными рядами, на которые ориентируется опыт.
«Разум имеет своим предметом, собственно, только рассудок и его целесообразное применение и подобно тому, как рассудок объединяет многообразное в объекте посредством понятий, так и разум со своей стороны объединяет многообразное [содержание] понятий посредством идей, ставя некоторое общее единство целью действий рассудка, которые вообще-то занимаются только дистрибутивным единством».
Собственно, на каждом этапе решаются свои задачи, т.е. эмпирическое мышление перерабатывает данные опыта, а синтетическое мышление разрабатывает привила эмпирического применения, в то время как трансцендентальное мышление прокладывает пути эмпирическому мышлению в будущих возможных опытах.