Дисциплина чистого разума в его полемическом применении.
Во всех рассмотрениях разум идёт критически,
Проверяя всё, получая вывод аподиктический.
Используя чистый разум лишь полемически,
Вывод будет сомнительный и демагогический.
«Во всех своих начинаниях разум должен подвергать себя критике, нет ничего столь важного по своей полезности и столь священного, что имело бы право уклоняться от этого испытующего и ревизующего исследования, не признающего никаких авторитетов».
Во всех своих начинаниях необходимо подвергать критическому рассмотрению принципы или положения, используемые в них, а также понятия, пропустив их через мышление, так как слепое использование их может завести любое начинание в тупик. Работу мышления нужно контролировать, сопоставляя полученные им выводы с истинными принципами, с которыми они не должны приходить в противоречие, указывающее на ошибочность полученных выводов. Это и будет самая лучшая критика функционирования всей системы в целом, так как мышление может функционировать правильно, но работая с ошибочными представлениями, заложенными в понятия, будут получены ошибочные выводы, которые будут противоречить установленным и много раз проверенным истинам. Так, например, приняв массу за свойство одних лишь веществ, лишили этого свойства эфир, не являющийся веществом, а тогда он не должен обладать энергией, так как она есть произведение массы на квадрат скорости, делённой на два (кинетическая энергия), что при нулевой массе равно нулю. Однако это противоречит опыту, которым доказано что эфир (в виде электромагнитной волны) обладает энергией. Такое противоречие заставляет искать ошибку, которая заложена в неправильном представлении о массе, как свойстве вещества, а это заставляет изменить представление о массе.
«Под полемическим применением чистого разума я понимаю защиту его положений против догматического отрицания их».
Защита - это доказательство, в результате которого получают соответствующий вывод, поэтому доказать сначала нужно самому себе, то же доказательство можно будет предъявить любому, кто усомнится в ваших выводах, а какое это будет отрицание – это уже не важно.
«Предоставьте вашему противнику говорить только разумное и побивайте его только оружием разума».
Предоставьте вашему противнику говорить всё, что он думает по обсуждаемому вопросу, а вы выбирайте из всего этого лишь разумные зёрна, которые можно обнаружить даже в полной белиберде, главное, чтобы вы были готовы их увидеть. Поэтому бесполезно кому-то что-то доказывать, если он не готов это увидеть, а другому человеку ничего не надо доказывать, так как он сам заметит то, что ему нужно.